Новости Правовая основа деятельности Они находятся в розыске Зоны обслуживания, контактные телефоны и адреса местных органов наркоконтроля Служба в органах наркоконтроля Статьи, рекомендации, обзоры Спортивные новости Управления Ссылки-links Начальная страница


      Наркотические вещества распространены в растительном мире, и, с самого начала формирования государств, перед ними, наряду с прочими, встала и задача ограничения неконтролируемого употребления населением наркотических веществ – в целях стабильности создаваемых общественных и властных структур. Существовала такая проблема и на территориях, ставших позднее Российским государством. Установление контроля над обращением и потреблением наркотических и психоактивных веществ началось на Руси относительно рано. Самые первые шаги в этом направлении предприняла христианская церковь, в конце X – XI веках, вскоре после крещения Руси. Распространенное ранее политеистическое язычество, как и во многих других культурах, нередко пользовалось в своих обрядах наркотическими веществами растительного происхождения. Церковь же облекла своих священнослужителей весьма широкими полномочиями по проведению следствия и применению наказания, вплоть до смертной казни, к уличенным в «зелинньчтсве», то есть изготовлению «зелий».
      Действуя не столько из интересов оберегания здоровья населения, сколько из интересов укрепления политической власти, христианская церковь, тем не менее, довольно успешно блокировала повсеместное распространение употребления наркотических веществ. Сбора опия-сырца и культивирование мака с этой целью; культивирование конопли для получения гашиша в Древнерусском государстве историческая литература не отмечает вплоть до XVIII–XIX веков.
      Начиная с XVIII века, с развитием государственности в России начали развиваться межгосударственные торговые отношения. Оказывая позитивное влияние на экономику, эти торговые контакты приносили и культурное взаимопроникновение, не всегда, к сожалению, благотворное. Широкие торговые связи с Китайской Империей привели на территорию России и тысячи представителей азиатских народностей, а с ними и традиции употребления опиатов. Именно тогда началось первое серьезный рост заболеванием опийной и кокаиновой наркоманией в России, а с ним и постепенное осознание опасности широкого распространения этого явления.
      Значительные функции по воспрепятствованию распространению наркотиков были возложены тогда монархической властью и Сенатом на таможенные органы, которым вменялось в обязанность пресекать поступление наркотических веществ на территорию России. Специализированных же ведомств или отделов полиции по борьбе с распространением наркотиков на территории Российской Империи тогда не существовало, и эти реализацию этих функций осуществляли Департамент Полиции и Медицинский Департамент МВД Российской империи.
      На протяжении длительного времени не существовало специализированного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и в Советском государстве. Недостаточное осознание серьезности проблемы, и, частично, идеологические установки на «невозможность появления наркомании в советском обществе» привели к тому, что подобный отдел проявился лишь в 1970 году, хотя правоохранительные органы занимались этой проблемой с самого начала становления СССР. Итак, 7 июля 1973 г. создается самостоятельный Отдел по борьбе с наркоманией Управления уголовного розыска МВД СССР.
      В 1989 г. Отдел по борьбе с наркотиками реорганизуется в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлений, связанных с иностранными гражданами ГУУР МВД СССР. Два из трех отделов 3-го Управления специализируются на проблеме наркотиков.
      В 1990 г. за счет штатной численности ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, формируются еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР.
      После неоднократных переименований и организационных изменений в системе и структуре Управления приказом МВД СССР от 28 ноября 1991 г. это специальное подразделение милиции выводится из-под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего Управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой криминальной милиции.
      В начале 1992 года Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР сливается с Первым Отделом Управления по борьбе с наркоманией и преступлениями против иностранных граждан УУР МВД РСФСР, занимавшимся проблемой наркотиков в пределах России. На базе этих двух организационных структур образуется Управление по незаконному обороту наркотиков МВД Российской Федерации (УБНОН).
      Именно оно являлось основным органом, противодействующим распространению наркотиков в новой России и уголовным преследованием лиц, продающих наркотики и втягивающих в наркоманию новых жертв – проще говоря, наркомафии. За годы существования УБНОН провело множество успешных операций. Были задержаны и привлечены к уголовной ответственности тысячи наркоторговцев. Сказать, что УБНОН работал плохо – значило бы сказать ложь. Накоплен бесценный опыт борьбы с наркоторговлей, разработаны уникальные методы оперативно-розыскной и следственной деятельности, подготовлены высококлассные профессионалы и специалисты.
      УБНОН проработал 12 лет. За этот срок многое изменилось и в борьбе с наркобизнесом, и в российских реалиях. К осени 2002 года назрела необходимость реформ. Нужна была новая структура, с более широкими полномочиями, способная более эффективно противодействовать усилению наркотической опасности, в том числе и в информационной сфере. В ноябре 2002 года был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ. Но уже через полгода стало ясно, что важность проблемы требует создания самостоятельного ведомства.
      Указом Президента России В.В.Путина с 1 июля 2003 года был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Госнаркоконтроль России занимается управлением во всех областях, так или иначе связанных с наркотиками, с их законным или незаконным оборотом. Жесткая централизация объединяет в одном ведомстве правоохранительную деятельность в сфере борьбы с наркотиками, контроль за легальным оборотом наркотиков икоординацию работы органов власти всех уровней в этой области. Всего на комитет Президентом было возложено около 50 различных функций, исполнение которых тем или иным образом служит пресечению незаконного распространения наркотиков.
Черкесов
Председателем Комитета Президент назначил генерал-полковника Виктора Васильевича Черкесова, бывшего ранее представителем Президента в Северо-Западном Федеральном округе, имеющего большой опыт руководящей, оперативной и следственной работы в органах безопасности.
      Оценивая задачи, поставленные перед Госнаркоконтролем России, на первое место следует поставить деятельность по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Эта и сопутствующие ей проблемы вне всяких сомнений являются первоочередными для Комитета; как в нормативно-правовых актах, регулирующих его функционирование, так и на практике.
      Учитывая повышенную опасность криминальных организованных структур, занимающихся наркобизнесом, их тесные взаимосвязи с самыми различными сторонами преступного мира, методы борьбы с ними должны быть специализированными, и приближаться по проработанности к организации подобного рода деятельности в спецслужбах. Тонкая оперативная работа, получение оперативной информации, внедрение сотрудников в преступные группировки, тесное сотрудничество с другими правоохранительными органами – вот адекватные способы борьбы с наркомафией.
      Общественная опасность незаконного оборота наркотиков связана не только с нанесением вреда нравственности и общественному здоровью населения, не только с бытовой преступностью. Наркофинансирование – использование денег, вырученных от продажи наркотиков, на покупку оружия и взрывчатки, предназначенных для совершения терактов против российских граждан, несет опасность уже совершенно на другом уровне – на уровне государственного суверенитета Российской Федерации и основ ее конституционного строя.
      Существует еще одна – особо опасная для правоохранительной деятельности угроза. Хорошо известно, что наркобизнес весьма и весьма ориентирован на вербовку «работников» из рядов их главного врага – государства. Коррумпированность чиновников – эта старая проблема, но это не значит, что с ней можно мириться. Чиновник, содействующий наркомафии, сам становится таким же преступником – вот наша позиция. Указом Президента в структуре Комитета предусмотрено создание Управления собственной безопасности, функции которого как раз и будут заключаться в пресечении любых попыток наркомафии просочиться в органы Госнаркоконтроля.
      Среди функций Госнаркоконтроля России есть и функции в области международного сотрудничества правоохранительных органов, и при возникновении необходимости, тем более оперативной необходимости, контакты с зарубежными коллегами без сомнения будут налажены.
      Профилактика наркомании, предотвращение появления спроса на наркотические вещества – крайне эффективное средство в борьбе с наркобизнесом. Буйное развитие и коммерциализация в последние годы «масс-культуры» также несет в себе возможность далеко идущих негативных последствий. Заботясь лишь о маркетинговой и lуспешности своих проектов, будь то музыкальная или видеопродукция, продюсеры вольно или невольно продвигают в среде молодежи ложные стереотипы о бесшабашных молодых людях, которым наркотики несут только удовольствие. Сотрудники правоохранительных органов хорошо представляют себе, насколько далеки от реальности такие «художественные образы». В рамках своих полномочий Госнаркоконтроль России будет бороться с наркотизацией и в этом направлении.
      Обеспечение контроля над легальным оборотом наркотиков, принятие мер по предотвращению их незаконного использования это не просто административно-бумажная рутина по лицензированию и регулированию. Создание преступным сообществом линий нелегальной продажи легально созданных и ввезенных медицинских препаратов, выход на медицинский персонал, связанный с работой с наркотическими веществами и их прекурсорами, позволил бы преступникам существенно сократить затраты на изготовление и ввоз наркотика в Россию. Отслеживание легальных поставок медицинских препаратов, контроль за использованием их по назначению – одна из задач Комитета, поставленных перед ним Президентом.
Ф.Ф.Лапин
      1 июля 2003 года юридически и фактически начало свою работу и Управление Госнаркоконтроля России по Калининградской области. 14 июля 2003 года был утвержден его штат, а Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 года № 812 начальником Управления Госнаркоконтроля России по Калининградской области был назначен генерал-майор полиции Феликс Феликсович Лапин, до того момента фактически исполнявший обязанности начальника Управления.
В.В.Демченко
      9 марта 2004 года указом Президента Госкомитет переименован в Федеральную службу.
      С 29 мая 2004 года обязанности начальника Управления исполнял полковник полиции Виталий Васильевич Демченко. Указом Президента России от 9 июля 2004 года № 862 он назначен начальником Управления.
      Указом Президента России от 28 июля 2004 года № 976 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ переименована в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).
Управление Госнаркоконтроля России по Калининградской области
      В настоящее время Управление функционирует в рабочем режиме и, как и другие территориальные Управления, исполняет задачи, поставленные перед ним.


Вверх

Hазад



Rambler's Top100 TopList
Hosted by uCoz